Прямая трансляция жизни: как пандемия ускорила развитие стриминг-индустрии
Пандемия COVID-19 и карантин кардинально поменяли многие сферы нашей жизни, и сфера развлечений тоже разительно изменилась. В одночасье закрылись кафе, кинотеатры, театры, галереи, музеи — всё, к чему мы так привыкли. Люди оказались разбросанными по своим домам без возможности поддерживать социальную жизнь. И тогда на первый план вышел стриминг. Он объединил миллионы людей в прямых эфирах и на трансляциях. Сотни тысяч смотрели концерты Билли Айлиш, слушали онлайн-постановки с участием Анджелины Джоли, Брэда Питта и Дженнифер Энистон. Фанаты гонок следили за проведением Формулы 1 в онлайн-формате, где настоящие гонщики сели за компьютеры. Даже Евровидение провели в онлайн-трансляции. Картинные галереи на стримах показывали коллекции, а музеи устраивали 3D прогулки по своим залам. Могло ли такое быть возможным до марта 2020 года? Могли ли люди себе представить, что посещать концерты можно, не вставая с дивана дома?
Ещё год назад стриминг был лишь отдельной нишей блоггинга, в которой были свои личные звёзды и их фанаты. Теперь это быстрорастущая и перспективная отрасль для амбициозных людей. Сегодня в этой сфере крутятся большие деньги, которые привлекают сотни желающих попробовать себя в стриминге. Live-стримы есть на всех крупных платформах: YouTube, Instagram, Twitch, TikTok, Facebook, Likee, ВКонтакте и на многих других.
Даже несмотря на ослабление карантина во многих странах, популярность стриминга только продолжает расти. Производители контента и рекламодатели задаются вопросами: как долго продержится этот тренд? Может ли эта сфера приносить стабильный доход? Какие изменения ждут live-стриминг после того, как эпидемия коронавируса окажется под контролем? К тому же live-стриминг — быстрорастущая отрасль, и потому для многих насущный вопрос: как монетизировать хобби и найти свою аудиторию?
Компания Payoneer, которая уже много лет занимается цифровыми платежами и с которой сотрудничают многие фрилансеры в Украине и мире, опросила 200 стримеров, чтобы узнать, как кризис повлиял на общую картину стриминга, как изменились их доходы и что, по их мнению, ждёт отрасль в будущем.
Как повлияла эпидемия
Стриминг зародился ещё 7 лет назад, в 2013 году. Тогда платформа YouTube запустила первый функционал для стримингового вещания, который позволял партнёрам вести прямые трансляции для аудитории сайта. Другая компания UStream тоже предлагала возможность ведения live-стриминга, но у неё не было такой обширной аудитории, как у конкурента.
Платформой, которая дала мощный толчок для развития стриминга, был Periscope. Он позволял начать прямую трансляцию одним кликом. Тогда сотни блогеров, медийных личностей, известных людей получили возможность вести видеотрансляции, общаться со своими поклонниками в режиме реального времени, получать отдачу, мгновенно отвечать на вопросы. Periscope обрёл огромную популярность в то время и положил начало стриминг-индустрии.
По данным Research and Markets, стриминговый рынок в 2016 году оценивался в 30,29 миллиардов долларов. По прогнозам, к 2021 году он достигнет капитализации в 70,05 миллиардов, а к 2027 — 184,3 миллиарда долларов. Мировой спрос на стриминг только продолжает расти. В условиях пандемии онлайн-трансляции дают возможность почувствовать себя частью сообщества, вовлечься в общую тему, общаться и отдыхать.
Так, с начала повсеместного введения карантинных мер (март-апрель 2020 года) сектор live-стриминга вырос на 45%. На Twitch в середине марта количество зрителей увеличилось на 10%, а на YouTube Gaming эта цифра составила 15%.
Растёт заинтересованность аудитории — появляются новые предложения. По исследованиям Payoneer, 51% опрошенных стримеров зарабатывают на этом меньше года. Несмотря на всемирный кризис, 38% стримеров ожидают, что их доходы только вырастут. Карантин дал благоприятную почву для творчества стримеров и блогеров. На сегодняшний день в TikTok, одной из самых популярных видеоплатформ, количество загрузок видео в США увеличилось на 18%, а в мире — на 5%.
Эпоха карантина в разных нишах стриминга
Как и в любом другом роде занятий, в сфере live-стриминга и стримеры, и их аудитория делятся на сообщества по интересам. Это могут быть компьютерные игры, готовка, музыка, бьюти-сфера — ответвлений множество. Изменения коснулись разных сфер по-разному.
Социальный стриминг
Ещё до начала эпидемии платформа TikTok была очень популярной. С момента введения карантина её популярность только выросла, ведь потребители, оказавшись дома, вынуждены были искать новые развлечения. Аккаунты в соцсети завели:
@camerondiaz
@anthonyhopkins
@justinbieber
@willsmith
и даже ВОЗ — чтобы развенчивать мифы о коронавирусе.
@who
Платформа становится всё популярнее, и только в США рост количества скачиваний за неделю составил 18%.
Видеоплатформы из Китая и Юго-Восточной Азии, которые пользуются Payoneer для трансграничных платежей стримерам по всему миру, показывают не менее ошеломительные результаты. Стриминговая платформа Bigo Live из Сингапура показала рост в 143% в годовом исчислении в апреле 2020 года. Но даже это не предел. По данным Payoneer, приложение для стриминга Starmaker с аудиторией более чем 50 миллионов пользователей продемонстрировало рост в 220% по сравнению с предыдущим кварталом.
Игровой стриминг
Эта ниша оказалась одной из самой быстрорастущих. По данным StreamElements, во время карантина многие увлеклись игровыми стримами, а потому не удивительно, что сектор игрового стриминга вырос почти вполовину, на 45% в период с марта по апрель 2020 года. В марте наблюдался международный рост стриминговой аудитории: количество зрителей Twitch выросло на 10%, а YouTube Gaming — на 15%.
Генеральный директор StreamElements, Дорон Нир, в комментарии GeekWire отмечает, что цифры будут только расти, потому что индустрия развлечений находит новые способы выхода на стриминг-платформы.
Музыкальный стриминг
Музыканты и их поклонники тоже по достоинству оценили новые возможности, когда все концерты и гастроли оказались под запретом. Платформа Live.me в партнёрстве с Payoneer запустила виртуальный музыкальный фестиваль в начале апреля. В нём приняло участие более 100 певцов, диджеев, танцоров.
Новый прорыв в музыкальной индустрии совершили, как ни странно, компьютерные игры. Популярная игра Fortnite устроила внутриигровой концерт Трэвиса Скотта с нарисованным аватаром артиста и собрала 12,3 миллиона игроков. Minecraft провела фестиваль Block by Blockwest с участием Idles, Pussy Riot. Организаторы ожидали 10 тысяч участников, но в первый час присоединились более 100 тысяч человек. В итоге серверы упали, и организаторы отложили событие, но 5 тысяч долларов, собранные на борьбу с коронавирусом, отправились в фонд ещё до окончания мероприятия.
Продают на стримах
С тем, как всё росла популярность стримов, ожидаем был интерес крупных компаний и брендов в возможности продавать товары таким образом. Этот вариант электронной коммерции имел огромный успех. Например, Донг Минчжу, президент крупнейшего в Китае производителя бытовой техники Gree Electric, на Kuaishou продал товаров на более чем 300 миллионов юаней, а на JD.com — на 700 миллионов юаней в прямом эфире.
Ещё в марте, во время пика китайской эпидемии, приложение WeChat запустило стриминг-платформу, которое позволяло совершать покупки во время прямых трансляций. В результате на Международный женский день более 1000 брендов, специализирующихся на женской моде, косметике и стиле, вели прямые трансляции в WeChat, что привело к увеличению трафика на 83%. В мае же на пятидневный национальный Праздник труда на live-стриминге продажи достигли почти 140 миллионов долларов.
Мировые бренды тоже не отстают от трендов. В марте Louis Vuitton стал первым крупным модным брендом класса люкс, который провёл презентацию летней коллекции в онлайн-формате через китайское приложение Little Red Book. Свои презентации так провели компании Apple, Sony, Microsoft, Xiaomi, Samsung. Скорее всего, в будущем онлайн-стримы станут ещё одним медийным каналом брендов для привлечения покупателей, рекламы, объявления скидок и розыгрышей.
Безоблачное будущее
Payoneer попросила стримеров рассказать о влиянии эпидемии на заработок и об их ожиданиях. Несмотря на кризис в мире, доходы стримеров будут только расти, на что надеется 38% респондентов. 25% считают, что их заработок останется прежним, и лишь 13% настроены пессимистично и ожидают сокращения заработка. В целом, это связывают с тем, что во время карантина пользователи будут потреблять больше развлекательного контента, чтобы отвлекаться и взаимодействовать с другими людьми.
Payoneer также выяснила, каким видят стримеры свои заработки в будущем, когда эпидемия окажется под контролем. 62% стримеров ожидают, что их заработок будет только расти, если они продолжат работать на своих платформах, и только 11% думают, что доходы сократятся. В таком ракурсе будущее live-стриминга выглядит светлым и доходным.
Многие респонденты отметили, что заработок со стримов позволил им оплачивать счета во время карантина, дали возможность знакомиться с новыми людьми и создавать то, что им нравится.
Какие платформы впереди
Когда смотришь, какие высоты сейчас покоряет стриминг-индустрия, какие деньги там крутятся, невольно заинтересовываешься, какие же платформы позволяют так работать и получать такие доходы. Рассказываем о самых популярных платформах.
TikTok — одна из самых популярных социальных сетей на сегодняшний день. Пользователи делятся короткими видеороликами, где поют, танцуют, делают макияжи, проводят эксперименты. На платформе уже появились свои блогеры и знаменитости. Пользователи старше 16 лет и с аудиторией более 1000 подписчиков получают возможность вести прямые трансляции.
Twitch — ведущая мировая стриминг-платформа для геймеров, занимающая 73% всего времени просмотра. Сегодня эта платформа доминирует на рынке, обходя даже YouTube. На Twitch пользователи могут общаться, рекламировать товары, получать донаты и наслаждаться играми.
Facebook Live — интегрированное в Facebook дополнение, которое даёт 90 минут времени на прямые трансляции. Удобная платформа для крупных брендов, которые могут рекламировать свои товары, делать на них обзоры и привлекать покупателей.
Instagram — прямые эфиры в Instagram сейчас пользуются огромной популярностью. На пике самоизоляции медийные личности устраивали свои шоу в прямых эфирах, развлекали подписчиков, отвечали на вопросы, выполняли задания.
Первые шаги в стриминге
Нет сомнений в том, что стриминг будет только развиваться, а потому сейчас отличное время влиться в эту индустрию. Не нужно иметь экстраординарные способности, чтобы быть интересным другим. Люди охотно следят за совершенно обыденными вещами: готовкой, макияжами, обзорами автомобилей, историями из путешествий.
Для получения $25 регистрацию нужно завершить полностью после перехода по ссылке. Бонус зачисляется после зачисления суммарно $1000 в течении года.
- Найдите свою платформу. Twitch, если вам интересны игры, TikTok, если хотите снимать короткие забавные ролики, YouTube для длинных видео, Instagram — если фотография — ваша страсть, и вам есть что рассказать миру в постах и прямых эфирах.
- Настроенная техника — основа хорошего стрима. Начать можно и со смартфона, но его мощностей не хватит для транслирования высококачественного контента. Рассмотрите веб-камеру как вариант, тем более, что большинство моделей выпускаются со встроенным микрофоном. Отличный вариант, если вы ведёте занятия, рассказываете о своей жизни, делаете обзоры. Если располагаете деньгами и готовы разбираться в сложностях, берите зеркальную видеокамеру. Зеркалки создают красивую и приятную глазу картинку и не мылят изображения.
- Выберите кодировщика. Кодировщик — устройство, принимающее данные с вашей карты и преобразущее их формат, который поддерживается стриминговой платформой. Существует два типа кодировщиков: программный и аппаратный. Если вы только начинаете, то обратите внимание на программные кодировщики. Они достаточно просты в настройке. Аппаратный кодировщик — специализированные процессоры, которые кодируют данные в потоковый контент. Их рекомендуют уже продвинутым стримерам.
- Проведите тест всей техники, придумайте тему, подготовьте всё необходимое, озаботьтесь стабильным интернетом — и начинайте стрим. Будьте собой и помните, что всё приходит с опытом.
На чём заработать
Самое интересное оставили на сладкое. Как зарабатывать на стримах? Существует 4 варианта монетизации вашего контента.
Встроенная реклама
Да, реклама добралась и до прямых трансляций. При определённом количестве подписчиков (на разных платформах это разное число) сервисы дают вам возможность встраивать рекламу, которая будет показываться зрителям между и во время стриминга. Доход рассчитывается из общего количества просмотров рекламных объявлений.
Донаты
Во время стрима подписчики могут переводить деньги, и все донаты будут отображаться на экране стримера. Некоторые платформы вводят собственные валюты. Например, Bigo Live позволяет зрителям покупать бриллианты и дарить их блогерам на прямых трансляциях. функция Super Chat на YouTube позволяет за определённую плату на время закреплять сообщения в топе комментариев, а доход с этого идёт стримеру.
Платная подписка
Наиболее простой вид заработка. Зрители ежемесячно оплачивают подписку и получают доступ к эксклюзивному контенту, не видят рекламу, попадают в закрытые чаты, получают значки — в общем всё, на что хватит фантазии стримера. Доход от платных подписок получает сам блогер.
Партнёрские программы
Участие в партнёрских программах позволяет даже начинающим стримерам получать доход. Ваша задача — зарегистрироваться в программе партнёрского маркетинга и получить аффилированную ссылку или промокод. Когда по вашей ссылке перейдут на сайт и приобретут товар, вы получите процент от прибыли. Новичкам стоит присмотреться к крупным торговым площадкам и брендам, которые вызывают доверие у покупателей. Партнёрская программа Amazon будет хорошим стартом.
В конце
Пандемия COVID-19 стремительно поменяла весь привычный нам мир. Онлайн-жизнь заменила жизнь офлайн, а стримы позволили людям чувствовать себя частью нового общества. Сегодня эта сфера быстро развивается, принося всё больше криэйторов и их поклонников. Капитализация этого рынка растёт, мировые бренды интересуются возможностями стриминга. Поскольку всё больше людей интересуются этой сферой и вливаются в новые сообщества, возможно, сейчас именно то время, чтобы оставить свой цифровой след.
Автор материала